| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Диагностика воспитанности
Диагностика воспитанности школьников классным руководителем
В теории и практике педагогики довольно часто используется термин «воспитанность», под которым, как правило, понимается нравственность личности. Но до сих пор нет единого мнения о том, какие показатели определяют воспитанность школьника. Исходя из работ ведущих специалистов России по вопросам воспитания, опыта педагогов и моей собственной практики, можно выделить несколько составляющих воспитанности: 1. Наличие социально значимых качеств, таких как трудолюбие, ответственность, гуманность, дисциплинированность и т.д. 2. Уровень сформированности различных личностных качеств. 3. Направленность личности: • положительная — на добро и отрицательная — на зло; • общественная направленность (на себя, на объект, 4. Отношение к высшим человеческим ценностям: к человеку, труду, школе, к прекрасному, природе, к самому себе. 5. Поведение, поступки учащихся (ведущие мотивы поведения детей, ценности и ориентации). Каждый педагог сам определяет, по каким критериям он будет отслеживать воспитанность школьников, делая это в соответствии с поставленными целями и задачами воспитания во вверенном ему классном коллективе. Для того чтобы диагностика носила системный характер, желательно, чтобы педагог определил, какие задачи воспитания будут приоритетными в данном классе в ближайшие 2-3 года, каким образом можно отслеживать их выполнение. Предлагаю апробированный комплект методик, которыми я пользуюсь при диагностике и в дальнейшем при планировании воспитательной работы в классе. 1) «Ситуация выбора» Направленность личности учащегося достаточно ярко проявляется в ситуациях выбора. Для примера предлагаем следующую ситуацию: старшеклассники с большой заинтересованностью готовятся к проведению тематического вечера. В то же самое время в первом классе заболел учитель, и у малышей может не состояться экскурсия. Старшеклассникам предлагается отказаться от участия в вечере и отправиться с младшими на экскурсию. Как поведут себя старшеклассники, какая реакция возникнет у них на просьбу— их поведение в данном случае может характеризовать воспитанность учащихся. Поведение школьниковвситуациивыбора свидетельствует о ведущих мотивах выбора. Например, в школе проводится час творчества. Учащимся предлагается выбрать предмет своей деятельности из перечня занятий (табл. 1). В третьем столбике необходимо поставить знак «+» в строке с выбранным видом деятельности. Таблица 1
Перечень занятий, которые предлагаются на выбор школьникам, зависит от реальной ситуации в школе, от тех коллективных дел, которые проводятся в конкретном образовательном учреждении. Сопоставление результатов выбора занятий в нескольких ситуациях позволяет определить ведущие мотивы поведения и деятельности школьника. 2) Тест «Незаконченный тезис» (Методика «свободный выбор») Цель теста: определить степень позитивного или негативного отношения к жизни. Учащиеся в течение 1-2 минут дописывают незаконченные предложения. На основании их определяется позитивное или негативное отношение школьника к миру (табл. 2) Таблица 2
3) Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности (подготовлена Л.В. Байбородовой) Цель: выявление мотивов поведения учащихся. Учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности, и оценить это в баллах (табл. 3). Таблица 3
Обработка результатов Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки: а) коллективистские мотивы (пункты 3, 4, 8, 10 табл.); б) личностные мотивы (пункты 1, 2, 5, 6, 12 табл.); в) престижные мотивы (пункты 7, 9, 11 табл.). II. Поступки, поведение учащихся 1. Педагогическое наблюдение и фиксация его результатов Проводится постоянно. Его результаты фиксируются в дневнике классного руководителя. 2. Изучение структуры межличностных отношений в ученическом коллективе (социометрия) Цель — выявление межличностных отношений в классе. Эксперимент может протекать в двух формах: путем выбора товарища по парте и «выбора в действии». В первом случае учащимся предлагается подписать свой листок и написать на нем фамилии выбранных им одноклассников. Количество выборов может быть определенным (3-5 учащихся) и неопределенным (предлагается указать несколько фамилий одноклассников). В любом случае желательно соблюдать последовательность предпочтений (в первую (1), во вторую (2) и в третью (3) очередь). В зависимости от характера выявляемых отношений вопросы могут быть различными: С кем бы ты хотел сидеть за одной партой? —С кем бы ты хотел жить в одной походной палатке Назови трех учеников вашего класса, которых ты рекомендовал бы для участия в международной дискуссии с членами молодежных организаций других стран. —С кем из одноклассников ты хотел бы готовиться к контрольной работе? Одни вопросы (критерии выбора) направлены на выявление эмоциональных связей, другие— деловых. На основании результатов составляется матрица (табл. 4), в которую вносится список класса. В верхнюю строку матрицы заносятся номера, под которыми значатся фамилии школьников. В каждой строке под номерами учащихся, выбранных данным школьником, ставятся номера выборов (1, 2 или 3). Например, поскольку ученик А. Леонов (имеет № 7) выбрал Р. Васильева (номер 3), С. Иглова {№ 5) и П. Климова (№ 6), то соответствующие выборы ставятся на пересечении седьмой строки со столбцами 3, 5 и 6. Если ученики выбрали друг друга, например, по данным приведенной матрицы Л. Антонова выбрала № 4 (М. Дятлова выбрала № 1 — Л. Антонову), то эти два выбора с координатами (1, 4) и (4, 1) обводятся в кружочек (взаимный выбор). В таблице они показаны жирным шрифтом. Номера мальчиков обычно обводятся треугольниками, девочек— кружочками. Затем на отдельном листе вычерчивается социограмма. Социограмма представляет собой четыре концентрические окружности, в которые помещают все номера учащихся класса. В первый круг (центральный) помещают тех, кто набрал наибольшее количество положительных выборов (так называемые «социометрические звезды», которые имеют в два раза больше среднего количества выборов), во второй круг— «предпочитаемых» (имеющих среднее количество выборов), в третий — «пренебрегаемых» (число выборов меньше среднего), в четвертый — «изолированных» (не получивших ни одного выбора). Взаимный выбор обозначают сплошной линией между двумя соответствующими номерами, невзаимный — сплошной линией со стрелкой (от того, кто выбирал, к тому, кого выбрал). Для большей наглядности или при большом количестве учащихся в классе указанные линии целесообразно вычерчивать различными цветами. Номера формальных лидеров (старосты, члена Совета школы и т.п.) заштриховывают.
Таблица 4
АНКЕТА Оценка воспитанности учащихся 9-11 класс
1. Средний балл по каждой группе показателей получают при сложении всех оценок в группе и делении этой суммы на пять. 2. Вычислить средний балл по классу и по каждой группе показателей, соотнести с числом анкетируемых. 3. На основании полученных данных построить диаграмму по оценке качества воспитанности:
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |