Портфолио

учителя истории и обществознания

Балаевой Галины Васильевны  

КСО на уроках

        Как давать знания всем детям, сохраняя достоинство каждого? Как сделать так, чтобы воспитательно-образовательный процесс был интересным как ученику, так и учителю?  Учитель в сегодняшней школе должен стать не столько транслятором и интерпритатором истин, сколько наставником, который помогает ученику понять смысл целей, действий, результатов.

            Коллективный способ обучения, на мой взгляд, способен решить эти задачи, т.к.:

1.      набор принципов и приемов коллективного способа обучения позволяет учителю обойтись без принуждения. Дети добиваются успехов, причем сами.

2.      уроки, построенные на педагогике сотрудничества, позволяют избежать школьной агрессии.

3.      знания не вбиваются, а идет осмысленный процесс познания.

4.      методики коллективного способа обучения дают ученику возможность объяснять и доказывать.

Есть некоторые общие принципы, опираясь на которые учитель добивается эффективных результатов. Главным принципом является общественно-полезная деятельность учащихся.

            Процесс обучения – это процесс общения между обучающимися и обучаемыми. И чем теснее он будет проходить, тем выше будет конечный результат. Создается воспитывающая самоорганизующаяся образовательная среда, сотрудничество детей, высокий уровень социализации и педагогических навыков учащихся, новое педагогическое общение. И, как результат, развитие индивидуальности каждого участника этого процесса.

            Опыт работы с методиками коллективного способа обучения показывает,  что:

  • эти методики позволяют вовлечь в учебный процесс одновременно всех учащихся;

  • педагог имеет возможность организовать деятельность учащихся с учетом их возрастных и индивидуальных способностей;

  • организация коллективных учебных занятий позволяет увеличить речевую практику в несколько раз, что приводит к значительному повышению качества знаний;

  • создается благоприятный психологический климат и ситуация успеха для каждого участника учебного процесса;

  • применение методик КСО способствует непрерывному обучению детей.

      Каких же положительных результатов можно добиться, применяя методики КСО?

    1. каждый ученик обучается по своим способностям, у него индивидуальный, свой темп прохождения программы.

    2. применение методик КСО активизирует творческую мысль учащихся.

    3. вырабатывается самостоятельность суждений, собственная позиция, умение защищать свою точку зрения.

    4. осуществляется контроль за индивидуальной работой учащихся, т.к. алгоритмы предполагают взаимопроверку в парах постоянного состава и малых группах.

Методик КСО очень много, но в основном я использую методики: "Устный тренаж" при проверке исторических понятий и терминов, "Взаимообмен заданиями". А  при изучении крупных тем использую программы-вопросники.

 

 АЛГОРИТМЫ в гиперссылку

 

Алгоритм методики взаимообмен темой.

1.      Индивидуальная работа:

·         Самостоятельно прочитайте параграф учебника.

·         Найдите в тексте основные положения.

·         Сделайте выводы.

·         Составьте краткую запись (план, схему, вывод).

·         Устно ответьте на вопросы параграфа.

·         Проверьте свои знания по листу взаимоконтроля.

2.      Работа в паре.

·         Перескажи текст партнеру.

·         Задай ему вопрос на понимание твоей темы.

·         Поставь ему оценку.

·         Выслушай его тему.

·         Ответь на его вопросы.

·         Получи оценку.

·         Поблагодарите друг друга за работу.

 

Пример программы-вопросника.

Тема: «Культура Древней Руси»  6 класс.

ТЕОРИЯ: (устно по учебнику)

1.      Рассказать о развитии зодчества и изобразительного искусства на Руси.

2.      Дать характеристику художественному ремеслу на Руси.

3.      Какую технику использовали древнерусские ремесленники?

ПРАКТИКА: (делается в тетради)

1.      Объяснить понятия: миниатюра, самобытный, зодчество, мозаика.

2.      Составь таблицу: «Развитие культуры на Руси»

Виды культуры

Основные достижения

Значение для Руси

Литература

Зодчество

Изобразительное искусство

Художественное ремесло

 

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Сайт создан в системе uCoz