Портфолио

учителя истории и обществознания

Балаевой Галины Васильевны  

Эссе

Никогда еще не было так трудно тем,

кто посвятил себя делу воспитания молодежи.

(Народная мудрость)

 

            Когда начинает черстветь сердце ребенка? Когда из красивой девочки вырастает жадная торговка, злая, мстительная мегера? Когда лица наших прекрасных юношей превращаются в кувшинные рыла карьеристов и подхалимов? Почему это происходит сейчас с нашей молодежью? Почему подросток убегает из дома на улицу?

            Сегодня говорят о мировоззренческом вакууме, о том, что поколение растет вялым и беспринципным, бесчестным и циничным. Иван Александрович Ильин по этому поводу предостерегал: наступят времена, когда безответственность родителей будет расти из поколения в поколение. «Это как раз в те эпохи, - говорит он, - когда духовное начало начинает колебаться в душах, слабеть и как бы исчезать; это эпохи крепнущего безбожия и приверженности к материальному, эпохи бессовестности, бесчестия, карьеризма, цинизма. В такие эпохи священное естество семьи не находит себе больше признания и почета в человеческих сердцах; им не дорожат, его не берегут… Тогда между родителями и детьми вырастает пропасть, отец и мать перестают понимать своих детей, а дети начнут жаловаться на абсолютную отчужденность, и уже много лет спустя дети воспроизведут в своих семьях эту отчужденность: новая эпоха, как бы ее не  обновляли и не подкрашивали бы, оборачивается новым оскудением, новым заболеванием. Этот кризис подрывает общество, семью, государство».

Этот кризис подрывает и устои школы. Школа переживает сейчас непростые времена – перемены, которые дали видимую «свободу» мыслям, поступкам, когда нет четких указаний, как поступать, чему учить, чтобы не воспитать в новом поколении инфантильность и бездушие, безразличие ко всему, тебя не касающемуся? Что сказать ребятам? Что посоветовать? Как помочь найти ответы на вопросы о том, кто ты есть и для чего ты живёшь?.. Вечные проблемы  и вечный вопрос «Что делать?»… Именно делать, а не только спрашивать… Сегодня задача школы — не только сформировать функциональные компетенции учеников, но и воспитать у школьников такие качества и способности, которые позволят им определить свою образовательную траекторию и выбрать профессию. При этом система образования обязана стимулировать личную ответственность подрастающего поколения за свое образование и будущее. Речь идет не столько о передаче «секретов» от учителя к ученику, сколько об оценке различных ситуаций, информации, поиске творческих решений и их реализации.

В проекте национальнй образовательной инициативы "Наша новая школа" определены основные задачи и направления работы школы сегодня. В ней, в частности, говорится, что "важной задачей является усиление воспитательного потенциала школы..." и "...ребята  должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, входе которых которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу." Как это сделать на уроках и во внеурочной работе? Вот в чем сейчас главная задача учителя. Мы хорошо научились "давать" свой материал, но заниматься воспитанием на уроках у нас нет времени. А это так нужно и важно.

Вот почему «никогда еще не было так трудно тем, кто посвятил себя делу воспитания молодежи». Именно воспитание играет важнейшую роль во взаимоотношениях с другими людьми, именно воспитание учит толерантности, котрой нам сейчас так не хватает. Радует, что это теперь стали понимать все.  В своем телеобращении к школьникам 1 сентября  Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев подчеркнул, что "...мир непрерывно меняется, становится все сложнее, стремительное развитие науки и технологий - свё это требует непрерывного, постоянного совершенствования человеческих способностей и профессиональных навыков... " 

Я - учитель истории и обществознания, и мне близки и понятны эти задачи. Я прекрасно понимаю, что мой выпускник должен быть подготовленным к новым общественным рыночным отношениям. Он должен обладать самостоятельностью, предприимчивостью, быть нравственно стойким, закаленным, чтобы не допускать всякого рода отклонений, поддаваясь соблазнам окружающей жизни; готовым к встрече с трудностями в условиях конкурентной деятельности; быть приверженным здоровому образу жизни.  И если я не в силах изменить экономические и политические причины кризиса, то я могу показать своим воспитанникам, что добро и справедливость, честь и благородство во все времена почитались всеми народами мира. А зло не перестает быть злом, даже если оно временно торжествует. Я способна убедить детей, что истинное призвание человека – радость творческого труда, сострадание ближним, справедливое решение возникающих проблем, жить по совести.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Сайт создан в системе uCoz